Метрика

Эксперты оценили изменение комфортности в российских вузах за последние три года

Эксперты оценили изменение комфортности в российских вузах за последние три года

  • 24 июня 2025

18 июня 2025 года на площадке Дома 1Т (г. Москва, ВДНХ) в формате открытого экспертами федерального оператора обсудили предварительным итогам процедуры НОК и обсуждению её качественных изменений в течение 2023–2025 гг. 

В рамках встречи эксперты и представитель Общественного совета по НОК подвели предварительные итоги масштабной оценки, проведенной в 2025 году. Этот год завершает трехлетний цикл мониторинга, в текущем году в нем приняли участие более 300 вузов из 60 субъектов России.

«НОК давно перестала быть формальной процедурой, став действенным механизмом получения обратной связи от студентов», – отметил Александр Лукичев, представитель Общественного совета по НОК. Он подчеркнул важность работы специалистов федерального оператора, анализировавших сайты вузов, проводивших выездные проверки и анкетирование студентов. Спикер отметил, что окончательные результаты НОК-2025 будут представлены летом, а итоги трехлетнего цикла обсудят в ноябре на круглом столе.

В ходе обсуждения эксперты затронули проблемы информационной открытости, комфортности условий обучения и создания доступной среды. Татьяна Зарайская, эксперт НОК, комментируя аспекты оценки по показателю информационной доступности, отметила, что 2025 году многие вузы обновили информационные стенды в корпоративном стиле, однако часть вузов либо игнорирует необходимость оформления стендов, либо создаёт их временно и формально, ограничивая доступ студентов и посетителей к важной информации.

Тему открытости как комфортного доступа к информации продолжила эксперт НОК Юлия Соловьёва, подчеркнув, что комфортность условий напрямую влияет на конкурентоспособность вуза. В пример она привела Дербентский филиал МГПИ, где удобные информационные стенды гармонично вписаны в учебную среду. Ведущий эксперт ООО «Верконт Сервис» Алексей Ганеев, развивая тему обеспечения комфортности в вузах, подчеркнул, что зоны отдыха должны выходить за рамки нормативов в пользу функциональности, современного дизайна и соответствия ожиданиям молодежи. 

Эксперт НОК Ольга Мартынова поделилась экспертным опытом и отметила улучшение инфраструктуры вузов и появление новых коворкингов, библиотек, проведение капитальной реконструкции зданий. Однако, как считает эксперт, сохраняются проблемы с доступностью для лиц с ОВЗ: нехватка пандусов, тактильных указателей, специальных санузлов. Проблемные зоны связаны, по мнению спикера, с нехваткой ресурсов. Продолжая тему, эксперт НОК Мария Лесонен привела примеры гибких решений небольших вузов в условиях ограниченности финансирования: использование кипяченой питьевой воды вместо дорогостоящих пурифайеров, адаптация библиотек под коворкинги, сотрудничество со школами и предприятиями при нехватке мест для занятий спортом. «Для создания доступной среды вузы привлекают общественные организации по работе с инвалидами, получая от них необходимое оборудование и методическую помощь», – отметила она.

Развивая идею коллеги, Алексей Ганеев подчеркнул: создание инклюзивной среды – государственный приоритет, и вузам необходимо активнее использовать возможности ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ). Спикер отметил, что многие критерии НОК по доступности напрямую связаны с задачами РУМЦ: от адаптации образовательных программ до технического оснащения. Поэтому, считает эксперт, вузы, сотрудничающие с центрами, показывают лучшие результаты по итогам НОК, получая доступ к оборудованию и методикам.

Эксперт НОК Вера Чечелева напомнила ключевые аспекты доступности образовательной среды: наличие пандусов, кнопок вызова, выделенных стоянок для инвалидов, дублирование информации, адаптацию сайтов и создание электронной образовательной среды. Спикер считает, что создавать доступную среду нужно заранее, так как студенты с ОВЗ могут поступить в любой момент, и вуз должен быть готов к этому.

Эксперты подчеркнули, что создание доступной среды – лишь часть комплексного развития вузов. Эксперт НОК Владимир Шулов отметил, что небольшие региональные вузы, несмотря на ограниченные ресурсы, часто создают по-настоящему комфортную атмосферу. Однако даже при таком творческом подходе к проблеме вузы сталкиваются с объективными трудностями. Как пояснил эксперт Василий Сосфенов, серьезной проблемой остаются недобросовестные подрядчики. «Бывает, вуз заказывает информационный комплекс, а получает обычный телевизор», – рассказывает спикер случай из экспертной практики. Эти факты, по его мнению, свидетельствуют о системных проблемах контроля за исполнением контрактов, которые требуют профессионального экспертного сопровождения.

В заключение ведущий эксперт ООО «Верконт Сервис» и модератор мероприятия Наталья Булаева поблагодарила участников за открытый диалог и призвала вузы учитывать рекомендации экспертов, особенно в части сотрудничества с РУМЦ.

Как справедливо отметили спикеры – эксперты федерального оператора, НОК – это инструмент для поэтапного улучшения условий обучения, поэтому девизом и одновременно целью процедуры НОК, по замечанию Марии Лесонен, является лозунг: «Достойное образование в достойных условиях».