Этичный ИИ в классе: Самарские ученые разработали свод правил для цифровых помощников
Ученые Самарского университета имени академика Королёва разработали рекомендации по созданию этических и правовых норм для использования искусственного интеллекта (ИИ) в образовании. Эта работа призвана снизить риски, связанные с внедрением современных технологий в обучение. Результаты исследования опубликованы в авторитетном научном издании Springer Nature.
Как отмечают эксперты, ИИ открывает новые перспективы для всех участников образовательного процесса. Технологии позволяют персонализировать обучение, адаптируя содержание и темп под индивидуальные потребности каждого ученика или студента.
По словам доцента кафедры педагогики Самарского университета Валентины Мантуленко, ИИ способен взять на себя ряд рутинных задач, высвобождая время педагогов для творческой работы и профессионального роста. Интеллектуальные системы могут анализировать успеваемость, выявлять пробелы в знаниях и предлагать персонализированные материалы. Чат-боты и виртуальные помощники обеспечивают круглосуточный доступ к знаниям и мгновенную обратную связь, повышая общую эффективность обучения. Автоматизация проверки заданий и других административных процедур дает преподавателям больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.
Однако, подчеркивает исследователь, стремительное внедрение технологий требует особого внимания к вопросам этики. Это необходимо для обеспечения справедливости, прозрачности оценки и защиты данных учащихся.
Использование ИИ в образовании связано со сбором и анализом обширной информации об учащихся: от успеваемости и поведенческих моделей до личных предпочтений и социально-экономического статуса. Некорректное использование или утечка таких данных может привести к серьезным последствиям, включая нарушение конфиденциальности и дискриминацию.
В своем исследовании ученые Самарского университета тщательно изучили этические и правовые риски. Они сфокусировались на защите данных участников образовательного процесса и обеспечении равного доступа к цифровым ресурсам, проанализировав угрозы нарушения конфиденциальности и возможные сценарии усиления неравенства.
Итогом работы стал комплекс рекомендаций, направленных на минимизацию этих рисков и формирование ответственного подхода к применению ИИ в обучении.
Ключевая рекомендация ученых — необходимость скорейшего принятия специального федерального закона. Такой закон установил бы четкие этические и правовые рамки, что стало бы основой для разработки кодексов поведения в учебных заведениях и системного обучения всех участников образовательного процесса — от студентов до преподавателей — прозрачному и ответственному использованию технологий искусственного интеллекта.