Нейронауки и образование: как ученые строят мосты будущего

Фото: kantiana.ru
С 22 по 26 апреля 2025 года в рамках ХХV Международного педагогического конгресса «Устойчивое развитие образования: миссия, трансформации, ресурсы», организованного БФУ им. И. Канта, прошёл III Международный симпозиум «Нейронауки и образование: наводим мосты».
23 апреля учёные-нейробиологи, практикующие педагоги и руководители образовательных учреждений России собрались для обсуждения внедрения цифровых технологий и инструментов искусственного интеллекта в образовательный процесс.
Название симпозиума отсылает к известной работе Джона Брюэра «Образование и мозг: слишком далёкий мост», где подчёркивается необходимость преодоления разрыва между нейронаукой и педагогикой. Сегодня исследователи соглашаются, что достижения в изучении мозга пока ещё мало внедрены в практическое обучение, что делает выбранную БФУ тематику особенно актуальной.
Модератор дискуссии, Марина Храмова, директор Высшей школы образования и психологии БФУ им. И. Канта, отметила:
«Академическое сообщество только начинает строить этот мост. Наша задача — осторожно найти те точки соприкосновения, где новейшие знания о мозге могут эффективно применяться для обучения людей всех возрастов — от малышей до пожилых.»
Ключевыми спикерами симпозиума стали исследователи из Мадридского университета, Национального университета Сингапура и Университета Гвадалахары (Мексика).
- Александр Писарчик, профессор Центра биомедицинских технологий Мадридского политехнического университета, в докладе «Гиперграфы в образовании: Новая парадигма учебных структур» рассказал о применении современных математических моделей, ИИ и машинного обучения для персонализации образовательных траекторий.
- Владимир Максименко, ведущий научный сотрудник Национального университета Сингапура, осветил тему общественного восприятия этических решений искусственного интеллекта через призму нейронаук. В своём докладе он анализировал моральные дилеммы, с которыми сталкивается ИИ, например, в управлении беспилотным транспортом.
- Гильермо Уэрта-Куэльяр, профессор Университета Гвадалахары, в выступлении «Кипу: лингвистический потенциал в эволюции письма и памяти» рассказал о древней системе узелкового письма кипу и о том, как искусственный интеллект может способствовать её расшифровке. Учёный представил совместные наработки мексиканских и российских исследователей.