Метрика

Искусственный интеллект в гуманитарных науках: вызовы и перспективы

Искусственный интеллект в гуманитарных науках: вызовы и перспективы

  • 3 февраля 2025

20 декабря на форуме «Цифровизация и этика искусственного интеллекта» прошла стратегическая сессия «Искусственный интеллект в гуманитарных науках: этические пределы и образовательные практики», посвящённая вопросам внедрения ИИ в научные исследования и образование.

Границы применения ИИ в науке и обучении

Проректор по научной работе РГГУ Ольга Павленко в своём докладе «Искусственный интеллект в научных публикациях: опыт российских и зарубежных университетов» отметила, что в мире нет единых стандартов его использования. С одной стороны, ИИ полезен для редактирования текстов, машинного перевода и библиографического поиска. С другой — существует риск «галлюцинации» нейросетей, когда система генерирует несуществующие научные источники. В исследовании Nature выяснилось, что до 55% библиографических данных, предложенных ИИ, оказались фиктивными.

Кроме того, чрезмерное использование ИИ может ослабить критическое мышление студентов. В связи с этим университетам предстоит выработать правила его применения.

Регламент работы с ИИ

Некоторые вузы уже требуют указывать фрагменты, созданные нейросетями, а также модель ИИ и цель его использования.

«В феврале мы представим регламент работы с искусственным интеллектом. Важно, чтобы в его обсуждении участвовали и студенты, и преподаватели», — заявила Павленко.

ИИ в медиа и аналитике

Директор по развитию бизнеса группы «Интерфакс» Алексей Леонов в докладе «Перспективы ИИ в медиа-мониторинге» выделил три ключевых фактора успешного использования ИИ:

  • надёжная база данных,
  • аналитические модели,
  • обучение нейросетей специфическим паттернам.

Однако, по его мнению, ИИ не заменит аналитиков, поскольку требует экспертного контроля.

Практическая часть

После дискуссии участники форума приняли участие в мастер-классах:

  • Анализ социально-политических процессов в цифровой среде;
  • Использование нейросетей для анализа данных социальных медиа;
  • Разработка интеллектуальных систем анализа информации.

Сессия показала необходимость выработки прозрачных этических норм и ответственного подхода к использованию ИИ в образовании и науке.

Источник: РГГУ