Искусственный интеллект в гуманитарных науках: вызовы и перспективы

20 декабря на форуме «Цифровизация и этика искусственного интеллекта» прошла стратегическая сессия «Искусственный интеллект в гуманитарных науках: этические пределы и образовательные практики», посвящённая вопросам внедрения ИИ в научные исследования и образование.
Границы применения ИИ в науке и обучении
Проректор по научной работе РГГУ Ольга Павленко в своём докладе «Искусственный интеллект в научных публикациях: опыт российских и зарубежных университетов» отметила, что в мире нет единых стандартов его использования. С одной стороны, ИИ полезен для редактирования текстов, машинного перевода и библиографического поиска. С другой — существует риск «галлюцинации» нейросетей, когда система генерирует несуществующие научные источники. В исследовании Nature выяснилось, что до 55% библиографических данных, предложенных ИИ, оказались фиктивными.
Кроме того, чрезмерное использование ИИ может ослабить критическое мышление студентов. В связи с этим университетам предстоит выработать правила его применения.
Регламент работы с ИИ
Некоторые вузы уже требуют указывать фрагменты, созданные нейросетями, а также модель ИИ и цель его использования.
«В феврале мы представим регламент работы с искусственным интеллектом. Важно, чтобы в его обсуждении участвовали и студенты, и преподаватели», — заявила Павленко.
ИИ в медиа и аналитике
Директор по развитию бизнеса группы «Интерфакс» Алексей Леонов в докладе «Перспективы ИИ в медиа-мониторинге» выделил три ключевых фактора успешного использования ИИ:
- надёжная база данных,
- аналитические модели,
- обучение нейросетей специфическим паттернам.
Однако, по его мнению, ИИ не заменит аналитиков, поскольку требует экспертного контроля.
Практическая часть
После дискуссии участники форума приняли участие в мастер-классах:
- Анализ социально-политических процессов в цифровой среде;
- Использование нейросетей для анализа данных социальных медиа;
- Разработка интеллектуальных систем анализа информации.
Сессия показала необходимость выработки прозрачных этических норм и ответственного подхода к использованию ИИ в образовании и науке.
Источник: РГГУ